В преддверии Нового года мы спросили российских учителей, как они относятся к подаркам, которые получают от детей и их родителей. Оказалось, что больше всего педагогов радуют не дорогие вещи, а приятные мелочи и добрые слова.
- Наталья, английский язык
- Ольга, частная школа
- Федор, география
- Светлана, русский язык
- Марина, физика
Наталья — учитель английского языка, классный руководитель
Последний мой волшебный подарок — маленькая самодельная открытка от одиннадцатиклассницы со словами: «Только на ваших уроках я чувствую себя как дома». Ну разве что-то может быть дороже?
А вообще я против подарков, которые считаются обязятальными — от класса или от родительского комитета.
Кто-нибудь, кто не работает в школе, видел, как это происходит? Три-четыре ребенка, которых комитет назначил ответственными за раздачу подарков, тащат 15 пакетов, натыкаются на нужного учителя в коридоре и, сверившись со списком («Ну, англичанке? Да?»), вручают пакет учителю. «С Новым годом!» звучит уже в другую от учителя сторону — у детей началось обсуждение, «кто там дальше».
Иногда бывает, что на следующей перемене дети возвращаются: «Ой, простите! Отдайте пакет, это было не вам — мы перепутали». Смешно? Ну конечно. И детей я в этом не виню, разумеется. Им велено раздать — они честно раздают. А на то, чтобы сделать это как следует, перемены не хватает.
Поэтому своему классу я сразу сказала: «Вот так массово одинаковые подарки мы дарить не будем».
Может, кто-то из учителей и удивлялся поначалу. Все-таки привычка есть привычка: сложно вдруг не получить свою коробку конфет и мыло — особенно если привык к этому за много лет. Но зато мы с ребятами стараемся поздравить педагогов иначе, подходим к этому творчески: делаем какие-то приятные мелочи, адресно говорим теплые слова (а не одинаковые пожелания всем подряд).
Конечно, есть ребята, которые хотят поздравить конкретного учителя и подарить что-то от души. В таком случае не стоит устанавливать какие-то правила.
У меня есть несколько подарков, которые греют душу уже не один год. В школе на столе стоит дерево из кофейных зерен, которое мои девочки склеили мне сами несколько лет назад.
Пару лет назад мой класс подарил мне такой маленький блокнот с отрывными листочками-купонами, на каждом из которых написаны мои возможные желания. Их ребята обязуются выполнить, когда я использую купон. Среди них: «Мы сегодня не опаздываем ни на один урок», «Мы сегодня стараемся принести пятерки», «Мы принесем вам то, что вы попросите от учителя с другого этажа» и так далее.
Ольга — преподаватель в частной школе
Самый необычный и приятный подарок за последние годы — хлеб, испеченный мамой одной из учениц. Кажется, я до сих пор помню его вкус.
Я люблю подарки с «частичкой души», сделанные руками детей. Например, как-то девочка подарила свою вышивку. Есть у меня картины, нарисованные учениками и их родителями.
Что касается покупных подарков, то мне приятно получать чай и чайные принадлежности — такие наборы всегда напоминают о человеке, который их подарил. А еще один классный вариант — смешные новогодние носки. Как раз такие мне и подарили в прошлом году — они меня весь год греют и радуют.
Если говорить о том, что мне не нравится — это разные статуэтки и символы года. И еженедельники: вещь, конечно, нужная, но на мой взгляд довольно интимная.
Федор — учитель географии, классный руководитель
Однажды мне подарили огромный глобус с подсветкой. Это гораздо приятнее, чем получить мешок конфет, которые я съем и забуду.
Вообще я не рассматриваю подарки как возможность получить что-то ценное лично для себя — поэтому меня трудно разочаровать. И не считаю их чем-то обязательным. А если родители настаивают, предлагаю купить что-то в класс для детей.
После того как мне доверили классное руководство, стало сложнее отлынивать от получения подарков. Но мне повезло — у меня очень продвинутые дети. На моя день рождения они подарили конструктор — огромный самолет. Мы его собрали вместе после уроков — и теперь он стоит в классе.
А еще у нас есть традиция привозить что-то интересное из путешествий: дети то маски деревянные притащат, то жука-скарабея. Эти сувениры тоже становятся нашими классными экспонатами. На первый взгляд они не имеют большой ценности, но на самом деле то, что дети сами их выбирают и привозят — очень важно. Этот процесс попомогает мне заинтересовать ребят своим предметом.
Самый странный и символичный подарок, который у меня есть — неоткрываемая копилка.
Папа одного из моих учеников папа занимается ковкой. Он сам сделал металлический куб с прорезью для монеток. Все, что туда попадает, остается там навсегда, потому что этот куб никак не открыть. Вот казалось бы — странный подарок, но для меня он очень символичен. Он напоминает о том, что дети в каком-то смысле похожи на этот куб — ты в них вкладываешь, вкладываешь, они это внутри себя переваривают, но ты ничего не можешь ожидать взамен. Я попросил каждого написать белым маркером на этом кубе свое имя. Он стоит теперь на подоконнике в кабинете. Главное, чтоб не упал на ногу — уж больно тяжелый.
Светлана — учитель русского языка и литературы
Однаджы на Новый год дети подарили мне коробку с кошачьими игрушками — шариками, бантиками. Она растрогала меня до слез.
Я вспоминаю этот подарок, потому что тогда ученики подметили то, что для меня было по-настоящему важным. В тот период болел мой кот, и я очень переживала — он для меня как член семьи. Я обмолвилась об этом невзначай в классе, где вела замену. То есть это был даже не мой класс! Дети запомнили и сделали такой вот подарок. Кстати, внутри был нарисован кот, удивительно похожий на моего. Нам с моим котом подарок очень понравился (он выздоровел, с ним все хорошо).
Еще я очень люблю природу, поэтому прошу дарить цветы только в вазонах. Какие-то оставляю в классе для красоты, какие-то уношу домой. А если все-таки дарят срезанные цветы, то пусть это будет один красивый букет от класса. А то получится как 1 Сентября, когда дети (конечно, из благих побуждений) несут десятки букетов, но учителя их физически унести домой не могут. В лучшем случае раздают их техничкам или коллегам, у кого меньше цветов, в худшем — букеты оказываются в огромном мусорном ведре. И это очень грустно.
Одно время было модно дарить сертификаты — в магазин или салон. С одной стороны, это удобно. С другой — немного безразлично.
Сейчас у нас в школе более строгие порядки: нельзя дарить не только деньги, но и их эквиваленты в виде сертификатов. Я этому даже рада.
В остальном, сложно сказать, какой подарок окажется удачным, а какой нет — все зависит от человека. Кто-то коллекционирует статуэтки, кто-то считает их пылесборниками. Если рассматривать подарок как знак внимания, то лучше подарить человеку что-то действительно нужное, пусть и недорогое.
Марина — учитель физики
Я практичный человек: сразу предупреждаю — если планируете мне что-то дарить (к слову, это не обязательно), то хотя бы согласуйте со мной.
Не вижу смысла тратить деньги на что-то, что потом будет просто пылиться. Поэтому члены родительского комитета спрашивают меня, что выбрать на такую-то сумму. Один раз подарили мне набор красивых полотенец, в другой — именной халат. Мне он действительно понравился.
Хорошим подарком, особенно на Новый год, считаю съедобный набор: орехов и сухофруктов, чайно-кофейный, просто продуктовый. Это в любом случае пригодится на праздниках и стоит не очень дорого. Но не конфеты — их я не ем. И цветы не стоит — они завянут через три дня.
Однажды, помню, ученица принесла соты с медом с собственной пасеки. Другой мальчик подарил мешок кедровых орехов — мы их потом всю зиму ели вместе с другими учителями. Было здорово!
Еще отличный подарок — книги или подписка на профессиональные курсы. Правда, тут можно не вписаться в бюджет. А вот самые неудачные варианты: посуда, вазы, предметы интерьера, всякие статуэтки. Или косметика. Никому ни разу не удалось выбрать ту, которая бы мне подошла.
Над материалом работали: Ольга Выходченко, Ксения Уварова
Фото на обложке: Freepik