Родительские чаты — противоречивое явление. Они создаются для того, чтобы облегчить жизнь родителям и учителям, но часто превращаются в источник проблем и пространство для выяснения отношений.
Мы разобрались, как превратить родительские чаты в пространство для конструктивного диалога и эффективного решения проблем.
Проблема 1. Слишком много букв
Некоторые родители считают, что слово «чат» подразумевает интенсивный обмен сообщениями, и спешат поделиться любыми новостями — даже теми, которые не касаются школы и учебного процесса. В том числе фейковыми. Другие публикуют во всех чатах мемы и открытки. Участники начинают реагировать, превращая чат в бессмысленный и беспощадный флуд. Смартфоны разрываются от уведомлений.
Если уведомления были отключены, то легче прочитать «Войну и мир», чем то, что успели написать в чате, пока вы работали или спали.
Решение: установить правила общения. Стоит заранее договориться о том, что можно, а что нельзя обсуждать в чате и до какого времени допустимо писать сообщения (рассылку мемов и открыток можно смело запрещать). В идеале должен быть модератор — им может стать учитель или представитель родительского комитета. Чтобы дисциплинировать участников, он может включать возможность писать сообщения только тогда, когда необходимо обсудить важный вопрос.
Проблема 2. Онлайн-войны
Скрываясь за красивыми аватарами, родители порой слишком легко переходят на личности и говорят онлайн-собеседникам то, чего никогда не сказали бы в реальной жизни. Слово за слово — и чат превращается в площадку для выяснения отношений.
Решение: установить запрет на обсуждение детей, учителей и родителей. Как правило, именно это провоцирует переход на личности. Чат должен оставаться местом для обсуждения проблем, а не людей. Главным правилом общения в нем должна быть вежливость. Стоит напоминать об этом всем участникам. А отъявленных грубиянов модератор даже может удалить из чата на время. Если же кто-то хочет обсудить вопрос, связанный с конкретным ребенком, он может написать в личные сообщения его родителю.
Проблема 3. Обсуждение уроков
Если чей-то ребенок не записал домашнее задание (или не может либо не хочет найти его в электронном дневнике), его родитель тут же открывает чат и спрашивает других, что задали на завтра. Еще один сценарий — коллективное выполнение домашних заданий в чате. Чат в таком случае превращается в «простыню» из переписок, в которой практически невозможно найти важную информацию.
Решение: создать для этих целей отдельный чат.
Проблема 4. Однотипные вопросы
Даже если родительский чат избавлен от спама и флуда, он все равно насыщен информацией. Часто люди спешат задать свой вопрос в чате, не утруждая себя поиском ответа в написанных ранее сообщениях. В итоге учитель вынужден либо дублировать свой ответ, либо ссылаться на то, что он писал выше. Другие, более внимательные, родители при этом могут раздражаться.
Решение: разместить в чате инструкцию по поиску. Не все люди умеют пользоваться этой опцией. А когда такая инструкция появится, всем участникам чата станет гораздо удобнее: они смогут сначала поискать интересующую их информацию и только потом спросить, если поиски не увенчались успехом.
Проблема 5. Голосовые сообщения
Некоторых людей очень раздражают голосовые сообщения. Но записывать их гораздо удобнее, чем набирать текст — видимо, именно этим руководствуются те, кто отправляют их в родительские чаты.
Половина участников их просто не слушает (и, возможно, упускает важную информацию), а вторая половина — слушает, испытывая неудобство и раздражение.
Решение: если нет возможности написать сообщение, нужно поинтересоваться, будет ли удобно другим участникам прослушать голосовое. Это одно из важных правил цифрового этикета. Если собеседники не против, нужно стараться уложиться в 30 секунд. Но, например, в VK Мессенджере такой проблемы вовсе не возникнет — сервис умеет расшифровывать голосовые сообщения.
Что думают учителя о родительских чатах
Анна Генкель — методист, учитель информатики средней образовательной школы 38 в Калининграде:
«Мне как учителю некомфортно, когда родители не указывают свои реальные имена и отчества — при общении с человеком, который пишет в чат, непонятно, с кем разговариваешь. А чтобы оградить участников от сообщений в нерабочее время — стоит ограничивать период активности».
Виктория Скрипникова — учитель истории и обществознания Николаевской средней школы Камчатского края:
«Четкие правила, оговоренные заранее, могут превратить чат в эффективный инструмент, который сэкономит ваше время.
Я часто маркирую текст — использую смайлики в виде галочек, точек, звездочек и т.д. Это позволяет участникам чата быстрее ориентироваться в сообщениях и находить нужную информацию.
Важно, чтобы учитель использовал не только этот вид коммуникации — некоторые проблемы не стоит решать с помощью переписок. Если это личный или конфликтный вопрос — лучше позвонить или пригласить в школу на разговор. Хорошие новости также лучше озвучивать родителям лично или по телефону. Это создает доверительную атмосферу и помогает проще относиться к звонкам учителя».
Сейчас у педагогов есть новый удобный инструмент для взаимодействия с учениками и их родителями: учебный профиль Сферум в VK Мессенджере. Это коммуникационный сервис для общения в закрытом и безопасном образовательном пространстве. Он позволяет разделить личное и «школьное» общение внутри привычного всем приложения. При этом чаты, созданные учителем в учебном профиле Сферум в VK Мессенджере, защищены от посторонних. В них можно проводить онлайн-встречи, обмениваться большими файлами, сканировать документы и многое другое.
Фото на обложке материала: Freepik