«Надо общаться с детьми на их языке»: интервью с «цифровым» учителем года

Артем Малинин победил в специальной номинации VK «За мастерство в использовании современных информационно-коммуникационных технологий». Мы поговорили с Артемом и узнали, почему он стал учителем, за что его любят дети и как ему удается сделать свой предмет интересным.

Артем учит детей истории в Удмуртской государственной национальной гимназии имени Кузебая Герда. Также он руководит школьным медиацентром «РосПрос». Совсем недавно Артем стал лауреатом конкурса «Учитель года России 2022». 

Артем Малинин

О выборе профессии

Мечты стать учителем в моих дневниках вы не найдете. Помню, в детстве на вопрос, кем я хочу стать, когда вырасту, отвечал: «Милиционером».

В школе я мечтал связать свою жизнь со спортом, но по разным обстоятельствам не сложилось. Параллельно начал увлекаться историей и обществознанием. В итоге поступил на исторический факультет Удмуртского государственного университета, но о будущей работе не задумывался. Хотя со мной учились ребята, которые чуть ли не с первого курса знали, кем они станут. Это не про меня.

На 5-м курсе была обязательная педпрактика — нас на месяц командировали в школу. Руководители практики от университета и школы сказали: «У тебя, молодой человек, есть способности. Если пожелаешь начать педагогическую карьеру, то мы тебя ждем».

В 2013 году я окончил университет. Меня звали в аспирантуру, но я решил попробовать себя в педагогике. Первые два года провел в 91-й ижевской школе, в которой проходил педпрактику. Так все и началось.

Уже сейчас, размышляя над своим выбором, понимаю, что он неслучайный.

Например, моя мама тоже педагог — она логопед с 30-летним стажем. Две маминых сестры, мои тети, — учительницы. Видимо, их пример все-таки сыграл свою роль.

О том, как найти общий язык с детьми

На конкурсе «Учитель года России 2022» один из членов жюри спросил меня: «А почему у вас нет классного руководства, хотя вы так гармоничны с детьми?». Такая оценка экспертов очень много для меня значит.

Наверное, дело в том, что я умею представлять себя в роли детей, которых завалили домашкой, у которых проблемы в семье или которых достала физика. А еще у меня есть эмпатия. Я чувствую состояние учеников, могу сгладить острые углы, пару минут урока посвятить отдыху (включаю спокойную музыку, и мы просто молчим) и, например, иногда не задать домашнее задание. 

К тому же не последнюю роль играют определенные ораторские способности. И я согласен с педагогами, которые говорят, что учитель должен быть в известной степени артистом. Благодаря этим способностям на уроках мне удается быстро найти контакт с ребятами и увлечь их новой темой.

Артем Малинин с учениками

О современных детях

Песня о том, что «дети нынче не те», мне не по душе. Конечно, мне не с чем сравнивать — я 10 лет работаю в школе и пока застал одно поколение детей. Наверное, людям, которые проработали учителями лет 30 и более, виднее, что конец рода человеческого уже близок. Но я с этим не согласен.

Я считаю, что дети одинаковые во все времена — они точно так же хулиганят, как хулиганили школьники в годы СССР, в имперской России и вообще в любую эпоху. Например, во Дворце наместника в Тобольске в гимназическом классе нам показали розги, которые были стандартным атрибутом любой гимназии. 

Конечно, современные дети много времени проводят с гаджетами в руках, сидят в интернете и получают много разной информации — в этом их главное отличие. Но то же самое я могу сказать и про себя. Развитие социальных сетей пришлось на мои старшие классы и университетские годы, поэтому современных школьников я отлично понимаю. Возможно, поэтому мне довольно легко с ними общаться.

В своих уроках я использую мемы и образы, которые отлично знакомы современным ученикам. Так я делаю сложный и скучный предмет понятным.

И нет, я не сижу и не думаю, как бы мне этим зумерам дать понять, что я имею в виду. Дело в том, что я сам часто мыслю такими же категориями. И понимаю, что очень важно общаться с детьми на их языке.

В остальном же современные дети — это просто дети. Да, они предпочитают причудливые прически, красят волосы в яркие цвета, делают пирсинг (в чем я, кстати, совершенно не вижу проблемы и не считаю нужным с этим бороться), но в остальном они ничем не отличаются от представителей предыдущих поколений. Такие же наивные, с горящими глазами и заливистым детским смехом.

О буллинге и роли взрослых

Без буллинга в школе, к сожалению, не обходится. Он есть сейчас и был всегда. Взять хотя бы фильмы «Розыгрыш» и «Чучело», снятые в 70–80-х годах. Уже тогда в кинематографе поднималась эта важная тема.

Буллинг — это особенность взаимодействия в детском коллективе: есть лидер, который собирает всех вокруг себя, и есть тот, кто ему не нравится, — и тогда лидер начинает его задирать. Ребенку в этот момент очень тяжело (я сам сталкивался с буллингом в школьные годы — знаю, о чем говорю).

Очень важно, чтобы родители и учителя вовремя заметили, что что-то пошло не так. Надо быть очень внимательным и не пропускать мимо ушей «тревожные звоночки».

Что касается моего опыта, связанного с травлей, повторю — это было страшно. До сих пор вспоминать не хочу. И в моем случае все усложнялось тем, что учителя о ситуации не знали и только подливали масла в огонь. Так быть не должно.

Артем Малинин

О том, каким должен быть современный учитель

Размышляя об этом, я всегда ссылаюсь на интервью психолога Александра Григорьевича Асмолова. Он говорит, что современный учитель должен быть мастером мотивации, мастером коммуникации и мастером навигации. 

Когда учитель пытается найти общий язык с детьми, он выступает в роли мастера мотивации и мастера коммуникации. Я считаю, что педагог должен не просто дать детям информацию (ее сейчас в избытке — два клика, и можешь слушать лекции по истории от суперпрофессионалов), он должен их ею заинтересовать. 

Наша задача — сделать школу не только храмом знаний, но и таким местом, куда ребенок захочет приходить.

Что касается роли мастера навигации — она тоже очень важна. Современные дети получают очень много информации и не всегда могут отличить правдивую от выдуманной, ерунду от чего-то серьезного. Учитель помогает им, направляет, подсказывает, учит отделять одно от другого.

О главной задаче историка

Моя задача как историка — научить детей отбирать информацию. Я стараюсь показать им другую точку зрения, даю понять, что очень многие явления в нашей бытовой, социальной и политической жизни трактуются по-разному разными людьми. И это нормально.

У меня есть ряд хороших уроков, которыми я горжусь, — на них мы изучаем тему через личность. Выясняем, почему человек, оказавшись в конкретной ситуации, принимает такое решение и как его судьба связана с судьбой страны. 

Такой урок у меня есть по Горчакову — его судьба напрямую связана с внешнеполитическим курсом России в 70–80-е годы 19 века. Я показываю обстоятельства, в которых он оказался, прошу учеников примерить ситуацию на себя, рассказать, какие решения принимали бы они. Дети начинают понимать, что историю творят такие же люди, как и мы. 

О методах работы

Метод, который я часто использую на уроках, — это проблемная технология обучения. Это как раз то, о чем я говорил раньше. Мы рассматриваем каждую ситуацию с разных, спорных точек зрения. Отвечаем на сложные вопросы, думаем, как стоило бы поступить, какие решения стоило бы принять. 

Артем Малинин с учениками

Мне также очень нравится технология опережающего обучения Софьи Николаевны Лысенковой. Она говорит, что в каждой теме есть какие-то базовые вещи, о которых начиная с сентября надо потихоньку рассказывать ученикам. Например, изучая Советский Союз, надо постоянно напоминать детям о том, что в определенный момент главным системообразующим элементом становится партия. Если они это усвоят, то им будет легче понять, почему проиграл Хрущев, почему такую политику вел Брежнев и почему развалился Советский Союз.

Еще я уверен, что педагогика — это не игра в одни ворота. Мало просто прийти в класс и начать что-то рассказывать. Важно, чтобы и дети подключились к этому процессу.

Но как? Тут я начинаю изобретать. Интересуюсь жизнью учеников, их ценностями, героями. Какую музыку они слушают? На кого подписываются в соцсетях? И когда выясняю такие вещи, происходит магия. 

Например, Федор Шаляпин — певец эпохи «серебряного века», голос поколения. По уровню популярности его можно сравнить, например, с Канье Уэстом.

Может, аналогия немного натянута или не соответствует действительности, но образ уже закладывается. Вот так, ориентируясь на интересы детей и какие-то понятные им примеры, я делаю свой предмет увлекательным.

И, самое главное, я многому учусь у своих же учеников. Они знают то, чего не знаю я. Например, как снять и смонтировать вертикальное видео, которое мне нужно было подготовить к конкурсу. Обратился к детям за помощью, они быстро все сделали. Именно за это я и люблю школу — учатся не только они, учусь и я с ними. 

Я верю в то, что школа — это источник вечной молодости.

Пока я тут работаю, точно не состарюсь. Главное — быть открытым к тому, что могут рассказать и дать тебе ученики. 

Об опыте, полученном на конкурсе

Я получил пищу для размышлений (например, о гуманной педагогике), увидел много интересных примеров педагогической работы и познакомился с прекрасными людьми. Некоторые из них — это буквально олицетворение слова «добро».  Смотришь и чувствуешь, что человек замечательный. Огромное счастье, что есть такие люди и что я их увидел. 

Фото на обложке материала: Freepik


Источник

Рекламный блок
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Женский журнал