Как умеют воспитывать сказки

Сказочные истории, которые складывались веками в разных мировых культурах, весьма разнообразны, но обладают одним общим свойством — необычайной притягательностью и волшебством. 

При слове «сказка» у каждого из нас появляются особые чувства: на душе становится тепло, мы вспоминаем приятные минуты детства. Несмотря на то, что нашим миром правит технический прогресс и высокие технологии, сказки не утратили своего назначения — они по-прежнему будят воображение, рассказывают о чем-то неизведанном и украшают нашу жизнь.

Во времена глубокой древности сказки, притчи и мифы целенаправленно использовали в качестве воспитательного средства. Они передавали из поколения в поколение опыт предков, нравственные ценности и правила поведения.

Затрагивая тему влияния сказки на воспитание детей необходимо отметить основное достоинство — смысл и мораль сказки не имеют прямых нравоучений. Сказка не учит ребенка «жить правильно», она обладает лишь свойством «мягкого намека», направляет в нужное русло.

В сказочных сюжетах умело «зашифрованы» ситуации, которые переживает в своей жизни любой из нас — вера в добро, борьба со злом, жизненный выбор, любовь, ответственность, помощь. Вспомним самую распространенную сказочную ситуацию, которая «кочует» из сказки в сказку. Перед героем три дороги — три варианта дальнейшего развития событий (в реальной жизни все мы стоим перед проблемой выбора). Как правило, главный герой делает выбор, который, на первый взгляд, кажется совершенно не логичным: есть возможность выбрать и богатство, и славу, но он выбирает путь, который связан с лишениями и потерями. Однако, к концу сказки, преодолев все невзгоды, которые поджидали героя на этом пути, он заслуженно приобретает и богатство, и все, что желал. Сказка учит не логичным, а каким-то другим критериям выбора. Каким? Со временем каждому подскажет интуиция и жизненный опыт.

«Сказочное» воспитание будет не полным, если за прочтением сказки не последует её обсуждение. Для малышей можно заготовить самые простые вопросы, которые тренируют память и внимание:
— Понравилась ли тебе сказка?
— Как называется сказка?
— Кто из героев тебе запомнился?
— Как звали главного героя?… и т.д.

Задача обсуждения сказки с младшими школьниками — научить их думать и творчески мыслить. Вопросы могут быть самые разнообразные:
— Как ты думаешь, чему учит эта сказка?
— Что могло случиться с главным героем, если бы он выбрал другой путь?
— Какой была бы сказка, если бы в ней не было плохих героев?
— Могла ли эта сказка закончиться по-другому? Если да — то как?… и т.д.

Любая сказка имеет множество граней и смыслов. Читая сказку в детстве, ребенок бессознательно запоминает наиболее важные из них. Ребенок подрос — и ту же самую сказку может воспринять совсем иначе, а когда он будет читать эту сказку своим детям, то не исключено еще множество вариантов восприятия, зачастую самых неожиданных.

Помните «Колобка»? Для малыша 4-5 лет Колобок — это такой же ребенок, как и он сам. В 9-10 лет дети уже умеет анализировать поступки и способны на некоторые исследования. Они понимают, что в сказке все герои наделены человеческими характерами и видят, как следует вести себя с «зайцами», а как с «лисами». Взрослый человек, скорее всего, обратит внимание на причины и следствия поступков героев и попробует отнестись к «Колобку» с философской точки зрения.

Многие сказки хороши тем, что в них есть четкое разделение добра и зла. Даже самому маленькому читателю ясно, кто «плохой» и как его победить. Ребенок видит, что герой, который совершает плохие поступки, обязательно получит по заслугам, а справедливость и добро восторжествуют.

Источник

Рекламный блок
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Женский журнал