Давайте жить инклюзивно: как дружить с особенными людьми

Мы обратились к специалистам благотворительных фондов и узнали, как правильно общаться с особенными людьми и как лучше реагировать в нестандартных ситуациях.

По статистике VK, у каждого третьего ребенка есть друг или знакомый с инвалидностью или с особенностями развития. При этом 41% родителей считает, что детей следует учить инклюзии и общению с особенными детьми. Как это правильно делать, рассказывают эксперты.

Источник: Freepik

Как отвечать на вопросы ребенка об особенных детях

«Я вместе с ребенком гуляю на детской площадке и замечаю особенного ребенка (например, это ребенок с инвалидностью с нарушением моторно-двигательных функций или ребенок, который ведет себя необычно: кричит, бьет себя и т.д.). Что делать, если мой ребенок громко спросил, что не так с малышом? Как этично ответить на этот вопрос, чтобы не обидеть родителей и самого малыша? Ведь фраза “тише, я тебе дома расскажу” тоже может обидеть».

Эрготерапевт и специалист по работе с семьями детей с двигательными нарушениями Фонда «Игра» Маргарита Истомина: 

«Любые вопросы со стороны ребенка — совершенно нормальный показатель открытого интереса к окружающему миру и доверия ко взрослому, которому вопрос был адресован. Даже если ребенок спросил что-то громко, вы можете ответить ему: “Я слышу, что ты спрашиваешь про этого мальчика/девочку. Давай попробуем разобраться”. 

Можно уточнить у ребенка, что именно его заинтересовало. Вероятно, ваши предположения отличаются от истинного интереса ребенка.

Могут быть разные варианты: “Не понимаю, что это за штука (инвалидная коляска)”, “Зачем он кричит?”, “А почему он(а) не бегает / не говорит / не делает чего-то?”, “Что у него на ноге (ортез), а можно мне тоже?” Если ребенок может уточнить свой интерес и если мы предоставим ему эту возможность, мы заметим, что его вопросы касаются очень конкретных вещей и аспектов.

А далее стоит опираться на свою интуицию. Если сейчас у вас есть внутренняя готовность обратиться за информацией к родителям ребенка, можно подойти и задать им интересующие вопросы. При этом обязательно предоставьте своему ребенку выбор: “Если честно, я точно не знаю, что это / почему так. Но мы можем спросить у тех, кто точно знает — у мальчика / девочки или его / ее родителей. Пойдем, спросим? Или я могу сходить, спросить и вернуться, чтобы тебе рассказать, — ты как хочешь?”

Помните, что стесняться спросить — это нормально.

Если сейчас нет готовности к диалогу с родителями, так и говорите ребенку: “Я не знаю точно, но мне тоже интересно. Мы можем поискать ответ, когда придем домой”».

Читайте такжеЧто нужно рассказать ребёнку об особенных детях

Нурсина Галиева, менеджер проектов центра сопровождения семьи благотворительного фонда «Даунсайд Ап»:

«Если это уместно, можно подойти, поздороваться, познакомить детей, дать им возможность пообщаться или поиграть вместе. Чтобы не возникало неловких ситуаций при встрече, можно читать книги и смотреть фильмы с разными героями, на примере которых стоит рассказать о том, что люди бывают разные: у кого-то рыжие волосы, у кого-то карие глаза, кто-то ходит с тростью, а кто-то не слышит — и при этом все мы люди, все мы равны. 

Детям важно все проговаривать, не стесняйтесь такого разговора.

Вопросы, которые останутся без ответа, в будущем могут превратиться в страхи и стереотипы.

При беседе на инклюзивные темы нужно делать акцент не на отличиях, а на общих чертах. Стоит подчеркнуть, что даже если ребенок по-другому передвигается и общается, он так же любит смотреть мультики и играть вместе с другими детьми. 

Основа здорового отношения к инклюзии — поиск общего.

Пока мы будем концентрироваться на различиях и рассматривать только их под увеличительным стеклом, так и будем жить как будто на разных планетах».

Как общаться с родителями особенного ребенка 

«Мой ребенок на площадке подружился с особенным ребенком, поэтому завязалась беседа с мамой. Как правильно себя вести? Этично ли спрашивать у мамы про здоровье ребенка или о том, что он любит делать, как проводит время, какой особенный уход ему требуется?»

Эрготерапевт и специалист по работе с семьями детей с двигательными нарушениями Фонда «Игра» Маргарита Истомина: 

«Не существует универсального и стопроцентно рекомендованного деликатного поведения, а также способа реагирования в такой ситуации. Мы не можем точно знать, о чем думает другой человек, насколько он сейчас уязвим, или, наоборот, открыт к диалогу. 

Читайте такжеКак не пропустить у ребенка редкое генетическое заболевание

Для начала, будьте готовы к тому, что разговор может оказаться как глубоким и дружественным, так и не состояться вовсе.

Если оба ребенка в безопасности, занимаются интересным им делом, играют и общаются, лучше всего оставаться спокойными и молча наблюдать. Возможно, родитель ребенка с особенностями захочет рассказать что-то сам, когда у него возникнет желание чем-то поделиться.

А может возникнуть ситуация, когда вам будет необходимо что-то уточнить, например: “Я вижу, что ребята двигаются в сторону горки, это достаточно безопасно? Нужно ли мне о чем-то предупредить своего ребенка?”

В остальном, люди с опытом “разного” родительства могут быть заинтересованы как в схожих темах для обсуждения, так и в разнонаправленных.  

Но все же вопрос “Что любит ваш ребенок, что ему нравится?” мне кажется более безопасным и приветливым, если вы вкладываете в него истинный интерес к личности ребенка и его увлечениям. 

Но помните: мы можем попасть в болевую точку во время общения с любыми людьми. И этот риск не всегда зависит от уровня нашего такта и деликатности».

Нурсина Галиева, менеджер проектов центра сопровождения семьи благотворительного фонда  «Даунсайд Ап»:

«Все люди разные. Мамы детей с инвалидностью тоже очень разные. Кто-то с радостью будет рассказывать о себе и ребенке, кому-то определенные темы могут даваться очень трудно. 

Не стесняйтесь спросить, можно ли задавать вопросы на определенную тему. В любом случае, кроме ребенка с инвалидностью у мамы наверняка есть свои интересы, увлечения, хобби, и пообщаться о них тоже будет уместно».

Как организовать совместный досуг с особенным ребенком

«Я знаю, что мой ребенок общается с ребенком с инвалидностью или особенностями ментального здоровья, и я хочу пригласить его к себе домой или в кино. Как уточнить у мамы, реально ли это? Что нужно учесть при такой прогулке или встрече?»

Источник: Freepik

Эрготерапевт и специалист по работе с семьями детей с двигательными нарушениями Фонда «Игра» Маргарита Истомина: 

«Если вы когда-либо приглашали в гости или на мероприятие любую другую семью, опирайтесь на этот опыт. Что бы вы спросили, как начали бы разговор с любым другим родителем без опыта особенного родительства? 

Читайте такжеПедиатр Дана Джонсон: «Не бойтесь усыновлять детей с особенностями развития»

Вероятно, вы рассказали бы о своей идее или о том, что ваш ребенок хочет пригласить друга в гости. Спросили бы, как в другой семье относятся к этому. Узнали бы, есть ли что-то, что нельзя есть приглашенному ребенку, а также уточнили бы, во что он любит играть и чем увлекается.

Начните обсуждение с обычных организационных вопросов — они очень важны. А детали выяснятся по ходу разговора». 

Нурсина Галиева, менеджер проектов центра сопровождения семьи благотворительного фонда «Даунсайд Ап»:

«Спрашивайте напрямую, называя вещи своими именами, и честно проговаривайте, что вы чего-то можете не знать, поэтому обращаетесь за помощью. Главное — начать такой разговор, а там уже вы сами почувствуете, какие вопросы стоит задавать, а где нужно действовать по принципу “по ходу дела разберемся”. 

Такая встреча или прогулка может стать важным событием для ребенка. Сконцентрируйтесь на положительных эмоциях — и все получится!»

Чтобы проще было обсуждать сложные темы, посмотрите вместе с детьми обучающие мультики о дружбе, доброте и понимании. Такие выпускают в проекте «Просто о важном»

Фото: Freepik


Источник

Рекламный блок
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Женский журнал