Тысяча лет назад (до крещения Руси)
Факт 1
Варяги и иные язычники, жившие на Руси, в своих сексуальных действиях подражали животным. Живя в постоянной близости с природой и наблюдая сношения животных, они имитировали движения коней, быков — и никого это не пугало и не удивляло.
Сохранилось немного источников о сексе этого периода, но об одном странном обряде есть упоминания в текстах арабского путешественника и писателя первой половины X века Ибн Фадлана. Путешествуя по территории еще языческой Руси, он стал свидетелем обряда погребальной оргии. Суть обряда заключалась в том, что супруга обязывалась сопроводить любимого в загробный мир, поочередно вступая в половую связь с его соратниками. Так они передавали почившему другу свое уважение и частичку себя.
X–XIII века
Факт 2
После крещения Руси сексуальная жизнь как форма отношений между мужчиной и женщиной стала регулироваться церковью. Но церковный канон требовал одного, а народные обычаи, пришедшие со времен язычества, — другого.
По церковным канонам сексуальность — это зловредное явление, происходящее от Сатаны. Оно опасно и для общества в целом, и для отдельного человека в частности, поэтому любые проявления сексуальности нужно удерживать в жестких рамках. А лучше подавлять совершенно.
Наталья Пушкарева в книне «Сметая запреты. Очерки русской сексуальной культуры XI–XX веков» упоминает, что на Руси были широко распространены ранние браки. Именно они считались одним из способов регулирования сексуальной жизни. Так как требники (православная богослужебная книга) содержали подробные перечни наказаний за добрачный секс или участие в оргиях, проще было заключить ранний брак и заниматься сексом по закону.
Факт 3.
Строго наказывались и измены в браке. И язычники, и христиане отрицали связь между любовью и сексуальным влечением и не осознавали, что сексуальные отношения с одним партнером могут как-то отличаться от отношений с другим.
В рассказе о святых Петре и Февронии, чтобы пресечь грешные поползновения одного из бояр своего мужа, Феврония велела домогающемуся ее мужчине зачерпнуть по ведру воды с каждого из бортов ладьи. Затем женщина спросила боярина, одного ли вкуса вода в каждом из ведер. Когда тот сказал, что одного, Феврония тем самым получила подтверждение своей точки зрения: значит, все женщины сексуально одинаковы, так что мужчине следует довольствоваться своей законной женой.
Факт 4.
Регулировалось не только количество партнеров, но и сам процесс: заниматься сексом дозволялось строго в определенных позах. Так, самой опасной считалась поза «женщина сверху», потому что означала ни что иное, как преклонением перед дьяволом.
В церковных книгах упоминается такое наказание: «Всякая жена, восседающая на мужа — 6 лет да покается»
«И поклонов 12 утром и 12 вечером и комкает от Пасхи до Пасхи, понеже божий образ осквернила».
При этом употребление сквернословий не регулировалось никак. Так, в берестяной грамоте 1140‒1160-годов, найденной в городе Старая Русса, сохранилось свидетельство частной переписки двух братьев Радослава и Хотеслава. В письме брат употребляет такие эпитеты: ебехота — то есть «похотливый» и менее ясное аѥсова — по-видимому, сложное слово из аѥ «яйцо» и «совати» — то есть не суй свои яйца, говоря языком современным.
XIV–XV века
Факт 5.
В 1551 году состоялся знаменитый Стоглавый собор — церковный собор с участием царя Ивана IV и представителей Боярской думы. Целью собора было укрепление положения церкви в борьбе с еретическими движениями. Не обошли стороной и сексуальный вопрос: именно тогда запретили большинство «бесовских» обрядов. Например, церковь поставила крест на так полюбившиеся в народе «скакания» (от глагола «скакать») и «яровуху» (по имени языческого божества плодородия Ярилы). «Скакания» происходили накануне венчания в доме жениха.
Гости, включая невесту, собирались выпить вина — нечто похожее на современные мальчишник и девичник
После вина все становились в круг и скакали, высоко вскидывая ноги и задирая подолы юбок. Во время скаканий гости распевали песни эротического содержания, а заканчивалось все групповой оргией. «Яровуха» — похожий обряд, только происходило все в доме невесты, когда после вечеринки молодежь ложилась спать вповалку. Оба запрещенных обряда, стоит заметить, практиковались некоторыми народами Севера вплоть до XIX столетия.
Факт 6.
В статье Ηатальи Пушкаревой «Сексуальная этика в частной жизни древних русов и московитов» описываются распространившееся с XIV века «игрища» — многолюдные весенне-летние празднеств, вроде Ивана Купала. Несмотря на невинность самого праздника, для молодых девушек он часто заканчивался внебрачными сексуальными контактами — «растлением девства». И только в XV в. появилось наказание для тех, кто во время празднества изнасиловал девушку.
Самих же девушек, которые согрешили до венчания, священники побуждали к супружеству
И взимали лишь небольшой штраф с невесты или ее родителей, «аще замуж пошла нечиста». Но и в этот период законы нарушались. В сборниках исповедных вопросов митрополита Ионы (XV в.) встречаются описания группового секса, однако, как правило, между родственниками («аще два брата с единою женою осквернятся или две сестре с единым мужем…»). Также зафиксированы случаи незаконного венчания: «инии венчаются незаконно… четвертым и пятым съвкуплением, а инии — шестым и седмым».
XVI–XVII века
Факт 7.
Именно в этот период в России появилось требование раздельных опочивален и даже «половин» для мужа и жены. XVI–XVII вв. в русской истории — период, когда к женщинам относятся как потенциальному «товару», который необходимо сохранить для будущего брака. Родители из благородных семей строго следят за тем, чтобы дочь не просто не вступала ни с кем в интимную близость, но и как можно реже с мужчинами пересекалась в повседневной жизни.
При этом среди крестьянства подобных табу не существовало
Автор книги упоминает, что в крестьянской среде на «девичье баловство» зачастую смотрели снисходительно, по принципу «грех девичий прикроется венцом»: «Очевидцы свидетельствовали, что очень многие из невест приживали «еще в девках» по 1–2, а то и по 3 ребенка, да еще от разных отцов. Нелегко, полагали крестьяне, уберечь «молодку» от греха, чтобы шла она «как из купели, так и под злат венец».
В русской деревне, где традиционно в одной избе жили по несколько поколений одной семьи, сохранялась толерантность к добрачным сексуальным связям. В будущих невестах и женихе прежде всего ценились хозяйственные навыки, а не формальные признаки непорочности.
XX век
Факт 9.
Дихотомия, царившая в раннем советском обществе, касалась и сексуальной жизни. Государство было заинтересовано в решении демографических проблем и табуировало тему сека. При этом наблюдались нежелательные беременности и аборты, распространение заболеваний, передающихся половым путем по причине дефицита конрацептивов.
Попытки сексуальной революции и десакрализации секса предпринимались постоянно
Например, первая женщина-министр в истории Александра Коллонтай выдвигала теорию стакана воды: заняться сексом просто, как выпить стакан воды. Теория была популярна среди интеллигенции, как и знаменитые тройные браки писателей и поэтов.
Но на уровне государства созданный в Академии педагогических наук СССР отдел этико-эстетических проблем полового воспитания занимался пропагандой полного сексуального воздержания до 25-30 лет. Подросткам внушали, что мастурбация приводит к импотенции.
Факт 10.
Когда же случилась сексуальная революция, которая, по сути, вернула общество на десять веков назад, к раскрепощению сексуальности? Первая, 1970-х годов, затронула различные практики сексуальной свободы (смену партнеров, фактический брак, однополый брак, свободные разговоры о сексе). При этом официальный дискурс стал смещаться только в 1990-е годы, когда произошло ослабление законодательного регулирования интимной сферы.
Например, в книге «Клубничка на березке: Сексуальная культура в России» Игорь Кон упоминает, что с 1991 г. один за другим стали открываться легальные и нелегальные, но одинаково бесконтрольные видеосалоны, «в которых все желающие, включая подростков, могли смотреть эротические и откровенно порнографические пиратские видеофильмы.Проституция, которую раньше стыдливо скрывали и замалчивали, стала явной и даже наглой. Юноши и девушки начали открыто целоваться и обниматься в метро и на улицах». Что было дальше, мы знаем.
Четыре книги на эту тему
Ив Левин «Секс и общество в мире православных славян»
Мишель Фуко «История сексуальности»
Игорь Кон «Клубничка на березке: Сексуальная культура в России»
Наталья Пушкарева, Анна Белова, Наталья Мицюк «Сметая запреты. Очерки русской сексуальной культуры XI–XX веков»